28.03.2013
Объем рынка клининга в России
DISCOVERY Research Group в марте 2013 года завершила очередное маркетинговое исследование российского клинингового рынка. По данным DRG, объем рынка услуг профессиональной уборки в России составил по итогам 2012 г. около 54 млрд. рублей (примерно 1.7 млрд. долларов). В 2009 году объем рынка российского клининга составлял 1 млрд. долларов. Таким образом, за период
Специалисты ГК «Ронова» дают свою оценку. По их мнению, в 2012 году рынок клининга достиг отметки 100 млрд. рублей (более 3 млрд. долларов)!
«Рост клинингового рынка обусловлен повышением востребованности услуг по уборке прилегающих территорий, а также ростом спроса на услуги химической чистки разных видов на 10–15% за первую половину 2012 года», — комментирует приводимые цифры исполнительный директор DRG Илья Ломакин. Помимо этого, по его мнению, важной составляющей является рост количества обслуживаемых площадей за счет увеличения доли торговых площадей в общем объёме рынка клининга в натуральном выражении.
С ним согласна и Ольга Троценко, руководитель компании «РБЕ Клининг»: «Объем рынка не мог не вырасти,
Количество клининговых компаний
В целом по России аналитики насчитали чуть более 1000 клининговых компаний. При этом на Москву и
На рынке, по мнению специалистов DISCOVERY Research Group, представлены 3 большие группы компаний, отличающиеся по размеру. Одна часть игроков предлагает узкоспециализированные услуги, другая часть позиционирует себя как универсальных клининговых подрядчиков, а третья группа предоставляет кроме клининговых, также кейтеринговые и прочие сопутствующие услуги. Такое положение вещей, по мнению маркетологов, делает клининговый рынок крайне неоднородным, а попытки ранжировать всех по одному общему принципу (будь то оборот, или количество обслуживаемых площадей) бессмысленными.
По оценкам DRG, на рынке клининга фигурируют пять основных крупнейших игроков. Именно на эти 5 топовых по обороту компаний приходится порядка 25% от российского рынка в стоимостном выражении. По величине годовых оборотов
- ГК FACILICOM (бренд «Чистый Свет») — 3,8 млрд. руб.
- ГК Ронова — около 3,4 млрд. руб.
«Кристанваль-клининг» — 2,4 млрд. руб.- «ОМС Клининг» — около 2 млрд. руб.
- ГК CleanStar — до 2 млрд. руб.
Тенденции клинингового рынка
Сам рынок можно разделить на четыре крупных сегмента по обслуживаемым площадям: офисный, торговый, бытовой и промышленный. Одним из наиболее перспективных и востребованных направлений клининга становится промышленный (индустриальный) клининг. В последние годы доля торгового сегмента значительно возросла и равняется примерно 30% от общего объема рынка в натуральном выражении. До сегодняшнего дня большинство потребителей услуг клининговых компаний — это собственники офисной, торговой и промышленной недвижимости. Доля дохода клининговых компаний от обслуживания таких заказчиков составляет 60%, а доля этой клиентской группы в общем объеме спроса на услуги профессиональной уборки достигает 80%.
Рентабельность клинингового бизнеса колеблется в зависимости от оказываемых услуг, в свою очередь определяемых размерами компании. К примеру, средние и мелкие компании берутся за специализированные работы, часто разового типа, приносящие высокую долю чистой прибыли. В то время как крупнейшие игроки рынка клининга обслуживают многотысячные офисные, торговые и промышленные территории на основе долгосрочных контрактов и работают с рентабельностью до 7%.
Аналитики отмечают и некоторые тенденции в клининговой индустрии. По их словам, за прошедший год возросла актуальность создания
В то же время маркетологи заметили, что на рынке проф. уборки сохраняются общие тенденции технологического совершенствования предоставляемых услуг и введения более широкого спектра специализированных работ. Для крупных клининговых компаний остается интересной перспектива развития смежных направлений.
Перспективы российского рынка профессиональной уборки
Аналитический отчёт DRG охватывает весь российский рынок клининга с непосредственным вниманием к крупнейшим игрокам, а также региональным рынкам Татарстана, Приморья,
По расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, в течение
«Емкость рынка недвижимости прямо пропорциональна емкости рынка услуг по ее обслуживанию. И здесь не только клининг, но и
Для справки:
В отличие от предыдущего исследования, когда специалисты DRG проводили анкетирование 17 крупных клининговых компаний, на этот раз материалы собирались и анализировались на основании мониторинга печатных и электронных деловых и специализированных изданий.
Аналитические оценки строились из собственных расчётов компании на основе кумулятивного анализа, опубликованных от лица игроков и независимых экспертов рынка клининга, материалов в сети Интернет. Большая часть информации, представленной в отчёте, основана на результатах исследований самих маркетологов и сопоставления актуальных данных с аналитическими обзорами рынка клининговых услуг других организаций.
Расчёт объема рынка клининговых услуг осуществлялся по данным, предоставленным компаниями «Ронова», «Кристанваль» и др., а также на основе аккумулирования данных открытых и полуоткрытых специализированных источников.